Признаки износа тормозных колодок и пошаговая замена
Тормозная система автомобиля — это один из важнейших комплексов, отвечающих за безопасность на дороге. Ее исправное функционирование является залогом предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Ключевую роль в этой системе играют тормозные колодки — расходный материал, который подвергается постоянному трению и, как следствие, износу. Своевременное выявление признаков износа и правильная замена тормозных колодок не только гарантируют эффективность торможения, но и предотвращают более серьезные поломки всего тормозного механизма.
В этой статье мы подробно рассмотрим, какие существуют признаки износа тормозных колодок, как провести их диагностику тормозов, а также предоставим детальную пошаговую инструкцию по замене колодок своими руками. Мы расскажем о необходимых инструментах для замены, дадим советы по профилактике износа и проверке тормозов, чтобы каждый автовладелец мог быть уверен в своем автомобиле и значительно продлить срок службы своей тормозной системы.
Зачем следить за износом тормозных колодок?
Тормозные колодки являются частью дискового или барабанного тормозного механизма и служат для создания силы трения, замедляющей или останавливающей вращение колеса. В процессе торможения фрикционные накладки колодок стираются. Если не менять их вовремя, это может привести к следующим негативным последствиям:
- Уменьшение эффективности торможения: Основная и самая опасная проблема. Изношенные колодки не могут обеспечить достаточную силу трения, что приводит к значительному увеличению тормозного пути.
- Повреждение тормозного диска: Если фрикционный слой колодки стирается полностью, металлическая основа колодки начинает тереться о тормозной диск. Это вызывает глубокие борозды, перегрев и деформацию диска, что значительно увеличивает стоимость последующего ремонта.
- Повреждение тормозного суппорта: В некоторых случаях, при критическом износе, поршни тормозного суппорта могут выйти за пределы допустимого хода, что приведет к их заклиниванию или повреждению.
- Неравномерное торможение: Различный износ тормозных колодок на одной оси может вызвать увод автомобиля в сторону при торможении.
- Повышенный расход топлива: Изношенные колодки могут частично прижиматься к диску, создавая постоянное сопротивление движению.
Признаки износа тормозных колодок: как распознать проблему?
Своевременная диагностика тормозов и знание признаков износа — ключ к безопасности на дороге. Обращайте внимание на следующие симптомы:
- Визуальный осмотр:
- Толщина фрикционного слоя: Загляните через спицы колесного диска. Если толщина фрикционного слоя тормозной колодки меньше 2-3 мм (или меньше, чем указано в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля), колодки требуют замены.
- Индикаторы износа: Некоторые тормозные колодки имеют встроенные механические или электронные индикаторы. Механические представляют собой металлические усики, которые начинают тереться о тормозной диск, издавая скрип. Электронные датчики выводят предупреждение на приборную панель.
- Звуковые сигналы:
- Шум при торможении (скрип, визг): Самый распространенный признак износа. Может быть вызван как металлическим индикатором износа, так и стершимися фрикционными накладками, которые меняют свои свойства.
- Металлический скрежет: Если при торможении слышен явный металлический скрежет, это означает, что фрикционный слой стерся полностью, и металлическая основа колодки трется о тормозной диск. В этом случае немедленно прекратите эксплуатацию автомобиля, так как это может привести к серьезному повреждению тормозного диска.
- Изменение поведения педали тормоза:
- Увеличение хода педали тормоза: Если педаль тормоза стала «проваливаться» глубже обычного, это может быть связано с чрезмерным износом тормозных колодок, а также с проблемами в гидравлической системе (например, утечка тормозной жидкости или воздух в системе).
- Пульсация или вибрация руля при торможении: Чаще всего указывает на деформацию или неравномерный износ тормозных дисков, но может быть усугублена изношенными тормозными колодками.
- «Ватная» педаль тормоза: Может указывать на перегрев колодок или проблемы с тормозной жидкостью.
- Увод автомобиля в сторону при торможении: Если при торможении автомобиль тянет в одну сторону, это может быть признаком неравномерного износа тормозных колодок на одной оси, заклинивания поршня в тормозном суппорте, или других проблем с тормозным механизмом.
Когда следует менять тормозные колодки?
Помимо явных признаков износа, существуют общие рекомендации по замене:
- Интервал замены: Производители автомобилей обычно указывают рекомендованный интервал замены тормозных колодок в руководстве по эксплуатации (обычно 30 000 — 50 000 км для передних и 60 000 — 80 000 км для задних, но это сильно зависит от стиля вождения).
- При каждой второй замене тормозных колодок: Рекомендуется проверять состояние тормозных дисков и при необходимости производить их замену.
- При шуме при торможении: Не откладывайте диагностику тормозов, если появились посторонние звуки.
Инструменты для замены тормозных колодок своими руками
Для замены колодок своими руками вам потребуются следующие инструменты для замены:
- Домкрат и баллонный ключ.
- Опорные стойки (козелки) для безопасности.
- Набор гаечных ключей или головок (размеры зависят от конкретной модели автомобиля).
- Плоскогубцы.
- Отвертка (плоская или крестовая).
- Специальный инструмент для разведения тормозных поршней (или струбцина/большая плоская отвертка).
- Металлическая щетка.
- Очиститель тормозов (спрей).
- Медная или высокотемпературная смазка для направляющих суппорта и тыльной стороны колодок.
- Чистая ветошь.
- Перчатки и защитные очки.
- Новые тормозные колодки.
Пошаговая инструкция по замене тормозных колодок
Данная пошаговая инструкция описывает процесс замены тормозных колодок на дисковых тормозах с плавающим суппортом — наиболее распространенный тип автомобильных тормозов.
Шаг 1: Подготовительные работы и меры безопасности
- Установите автомобиль на ровную, твердую поверхность. Заглушите двигатель, включите стояночный тормоз и установите противооткатные упоры под колеса, которые не будут подниматься.
- Слегка ослабьте колесные гайки на колесе, где будет производиться замена.
- Поднимите автомобиль домкратом и установите его на опорные стойки (козелки) для обеспечения безопасности. Снимите колесо.
- Откройте капот и снимите крышку с бачка тормозной жидкости. Это облегчит вдавливание поршней. Приготовьте чистую ветошь на случай перелива жидкости.
Шаг 2: Демонтаж старых колодок
- Осмотрите тормозной суппорт. Вам нужно будет открутить один или два болта, которые крепят суппорт к скобе или направляющим. Обычно это болты, расположенные на внутренней стороне суппорта.
- Открутите эти болты. Если суппорт плавающий, достаточно открутить один нижний болт и откинуть суппорт вверх, как дверцу. Если суппорт фиксированный, придется откручивать оба болта.
- Аккуратно снимите тормозной суппорт. Не допускайте его свисания на тормозном шланге, так как это может повредить шланг. Подвесьте суппорт на проволоке к пружине стойки или положите его на надежную опору.
- Извлеките старые тормозные колодки. Запомните их расположение и наличие противоскрипных пластин.
Шаг 3: Очистка и подготовка тормозного суппорта
- Тщательно очистите тормозной суппорт и его направляющие от грязи, ржавчины и старой смазки с помощью металлической щетки и очистителя тормозов. Это критически важно для правильной работы нового тормозного механизма.
- Осмотрите направляющие суппорта (если они есть) на предмет износа. Если они повреждены, их следует заменить.
- Нанесите специальную высокотемпературную смазку на направляющие суппорта.
- С помощью специального инструмента или струбцины аккуратно вдавите тормозной поршень (или поршни) обратно в тормозной суппорт до упора. Делайте это медленно, чтобы не повредить резиновые уплотнения. Если поршень не хочет вдавливаться, проверьте, не заклинил ли он, или нет ли воздуха в системе.
Шаг 4: Установка новых колодок
- Нанесите тонкий слой медной или высокотемпературной смазки на тыльную сторону новых тормозных колодок (там, где они контактируют с поршнем суппорта и скобой). Это поможет предотвратить шум при торможении (скрип). Категорически запрещено попадание смазки на фрикционную поверхность колодки!
- Установите новые тормозные колодки в тормозной суппорт, убедившись, что они правильно ориентированы и все противоскрипные пластины установлены на свои места.
Шаг 5: Сборка и финальная проверка
- Установите тормозной суппорт обратно на место и затяните крепежные болты с рекомендованным производителем моментом. Это очень важно для безопасности.
- Несколько раз энергично нажмите на педаль тормоза, пока она не станет жесткой. Это необходимо для того, чтобы поршни заняли свое рабочее положение и прижали новые колодки к тормозному диску.
- Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долейте до отметки MAX. Закройте крышку бачка.
- Установите колесо обратно, затяните гайки. Опустите автомобиль с домкрата и окончательно затяните колесные гайки.
Обкатка новых тормозных колодок и профилактика износа
После замены тормозных колодок их необходимо «обкатать». В течение первых 200-300 км избегайте резких и длительных торможений. Новые колодки должны притереться к тормозному диску. Это обеспечит максимальную эффективность торможения и продлит срок службы.
Для профилактики износа и поддержания тормозной системы в идеальном состоянии:
- Регулярно (раз в 10-15 тыс. км или при каждом ТО) проводите проверку тормозов: визуальный осмотр колодок и тормозных дисков.
- Своевременно меняйте тормозную жидкость (обычно раз в 2 года или по регламенту производителя), так как она гигроскопична и со временем теряет свои свойства.
- Избегайте агрессивного стиля вождения с частыми резкими торможениями.
- При замене тормозных колодок всегда меняйте их попарно на одной оси.
- При сильном износе тормозных дисков (глубокие борозды, неравномерный износ, биение), их также следует заменить или проточить (если допустимо).
Заключение
Тормозные колодки — это не просто детали, а ключевой элемент вашей безопасности на дороге. Знание признаков износа тормозных колодок и умение провести замену колодок своими руками — это навыки, которые должен освоить каждый ответственный автовладелец. Регулярная диагностика тормозов, своевременная замена тормозных колодок и соблюдение правил профилактики износа гарантируют надежную работу ваших автомобильных тормозов.
Помните, что инвестиции в исправность тормозной системы — это инвестиции в вашу жизнь и жизнь ваших пассажиров. Не игнорируйте шум при торможении, вибрацию руля или уменьшение эффективности торможения. Эти признаки износа — сигнал к немедленным действиям. Берегите себя и свой автомобиль!