Признаки износа тормозных колодок и пошаговая замена

Тормозная система автомобиля — это один из важнейших комплексов, отвечающих за безопасность на дороге. Ее исправное функционирование является залогом предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Ключевую роль в этой системе играют тормозные колодки — расходный материал, который подвергается постоянному трению и, как следствие, износу. Своевременное выявление признаков износа и правильная замена тормозных колодок не только гарантируют эффективность торможения, но и предотвращают более серьезные поломки всего тормозного механизма.

В этой статье мы подробно рассмотрим, какие существуют признаки износа тормозных колодок, как провести их диагностику тормозов, а также предоставим детальную пошаговую инструкцию по замене колодок своими руками. Мы расскажем о необходимых инструментах для замены, дадим советы по профилактике износа и проверке тормозов, чтобы каждый автовладелец мог быть уверен в своем автомобиле и значительно продлить срок службы своей тормозной системы.

Зачем следить за износом тормозных колодок?

Тормозные колодки являются частью дискового или барабанного тормозного механизма и служат для создания силы трения, замедляющей или останавливающей вращение колеса. В процессе торможения фрикционные накладки колодок стираются. Если не менять их вовремя, это может привести к следующим негативным последствиям:

  • Уменьшение эффективности торможения: Основная и самая опасная проблема. Изношенные колодки не могут обеспечить достаточную силу трения, что приводит к значительному увеличению тормозного пути.
  • Повреждение тормозного диска: Если фрикционный слой колодки стирается полностью, металлическая основа колодки начинает тереться о тормозной диск. Это вызывает глубокие борозды, перегрев и деформацию диска, что значительно увеличивает стоимость последующего ремонта.
  • Повреждение тормозного суппорта: В некоторых случаях, при критическом износе, поршни тормозного суппорта могут выйти за пределы допустимого хода, что приведет к их заклиниванию или повреждению.
  • Неравномерное торможение: Различный износ тормозных колодок на одной оси может вызвать увод автомобиля в сторону при торможении.
  • Повышенный расход топлива: Изношенные колодки могут частично прижиматься к диску, создавая постоянное сопротивление движению.

Признаки износа тормозных колодок: как распознать проблему?

Своевременная диагностика тормозов и знание признаков износа — ключ к безопасности на дороге. Обращайте внимание на следующие симптомы:

  1. Визуальный осмотр:
    • Толщина фрикционного слоя: Загляните через спицы колесного диска. Если толщина фрикционного слоя тормозной колодки меньше 2-3 мм (или меньше, чем указано в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля), колодки требуют замены.
    • Индикаторы износа: Некоторые тормозные колодки имеют встроенные механические или электронные индикаторы. Механические представляют собой металлические усики, которые начинают тереться о тормозной диск, издавая скрип. Электронные датчики выводят предупреждение на приборную панель.
  2. Звуковые сигналы:
    • Шум при торможении (скрип, визг): Самый распространенный признак износа. Может быть вызван как металлическим индикатором износа, так и стершимися фрикционными накладками, которые меняют свои свойства.
    • Металлический скрежет: Если при торможении слышен явный металлический скрежет, это означает, что фрикционный слой стерся полностью, и металлическая основа колодки трется о тормозной диск. В этом случае немедленно прекратите эксплуатацию автомобиля, так как это может привести к серьезному повреждению тормозного диска.
  3. Изменение поведения педали тормоза:
    • Увеличение хода педали тормоза: Если педаль тормоза стала «проваливаться» глубже обычного, это может быть связано с чрезмерным износом тормозных колодок, а также с проблемами в гидравлической системе (например, утечка тормозной жидкости или воздух в системе).
    • Пульсация или вибрация руля при торможении: Чаще всего указывает на деформацию или неравномерный износ тормозных дисков, но может быть усугублена изношенными тормозными колодками.
    • «Ватная» педаль тормоза: Может указывать на перегрев колодок или проблемы с тормозной жидкостью.
  4. Увод автомобиля в сторону при торможении: Если при торможении автомобиль тянет в одну сторону, это может быть признаком неравномерного износа тормозных колодок на одной оси, заклинивания поршня в тормозном суппорте, или других проблем с тормозным механизмом.

Когда следует менять тормозные колодки?

Помимо явных признаков износа, существуют общие рекомендации по замене:

  • Интервал замены: Производители автомобилей обычно указывают рекомендованный интервал замены тормозных колодок в руководстве по эксплуатации (обычно 30 000 — 50 000 км для передних и 60 000 — 80 000 км для задних, но это сильно зависит от стиля вождения).
  • При каждой второй замене тормозных колодок: Рекомендуется проверять состояние тормозных дисков и при необходимости производить их замену.
  • При шуме при торможении: Не откладывайте диагностику тормозов, если появились посторонние звуки.

Инструменты для замены тормозных колодок своими руками

Для замены колодок своими руками вам потребуются следующие инструменты для замены:

  • Домкрат и баллонный ключ.
  • Опорные стойки (козелки) для безопасности.
  • Набор гаечных ключей или головок (размеры зависят от конкретной модели автомобиля).
  • Плоскогубцы.
  • Отвертка (плоская или крестовая).
  • Специальный инструмент для разведения тормозных поршней (или струбцина/большая плоская отвертка).
  • Металлическая щетка.
  • Очиститель тормозов (спрей).
  • Медная или высокотемпературная смазка для направляющих суппорта и тыльной стороны колодок.
  • Чистая ветошь.
  • Перчатки и защитные очки.
  • Новые тормозные колодки.

Пошаговая инструкция по замене тормозных колодок

Данная пошаговая инструкция описывает процесс замены тормозных колодок на дисковых тормозах с плавающим суппортом — наиболее распространенный тип автомобильных тормозов.

Шаг 1: Подготовительные работы и меры безопасности

  1. Установите автомобиль на ровную, твердую поверхность. Заглушите двигатель, включите стояночный тормоз и установите противооткатные упоры под колеса, которые не будут подниматься.
  2. Слегка ослабьте колесные гайки на колесе, где будет производиться замена.
  3. Поднимите автомобиль домкратом и установите его на опорные стойки (козелки) для обеспечения безопасности. Снимите колесо.
  4. Откройте капот и снимите крышку с бачка тормозной жидкости. Это облегчит вдавливание поршней. Приготовьте чистую ветошь на случай перелива жидкости.

Шаг 2: Демонтаж старых колодок

  1. Осмотрите тормозной суппорт. Вам нужно будет открутить один или два болта, которые крепят суппорт к скобе или направляющим. Обычно это болты, расположенные на внутренней стороне суппорта.
  2. Открутите эти болты. Если суппорт плавающий, достаточно открутить один нижний болт и откинуть суппорт вверх, как дверцу. Если суппорт фиксированный, придется откручивать оба болта.
  3. Аккуратно снимите тормозной суппорт. Не допускайте его свисания на тормозном шланге, так как это может повредить шланг. Подвесьте суппорт на проволоке к пружине стойки или положите его на надежную опору.
  4. Извлеките старые тормозные колодки. Запомните их расположение и наличие противоскрипных пластин.

Шаг 3: Очистка и подготовка тормозного суппорта

  1. Тщательно очистите тормозной суппорт и его направляющие от грязи, ржавчины и старой смазки с помощью металлической щетки и очистителя тормозов. Это критически важно для правильной работы нового тормозного механизма.
  2. Осмотрите направляющие суппорта (если они есть) на предмет износа. Если они повреждены, их следует заменить.
  3. Нанесите специальную высокотемпературную смазку на направляющие суппорта.
  4. С помощью специального инструмента или струбцины аккуратно вдавите тормозной поршень (или поршни) обратно в тормозной суппорт до упора. Делайте это медленно, чтобы не повредить резиновые уплотнения. Если поршень не хочет вдавливаться, проверьте, не заклинил ли он, или нет ли воздуха в системе.

Шаг 4: Установка новых колодок

  1. Нанесите тонкий слой медной или высокотемпературной смазки на тыльную сторону новых тормозных колодок (там, где они контактируют с поршнем суппорта и скобой). Это поможет предотвратить шум при торможении (скрип). Категорически запрещено попадание смазки на фрикционную поверхность колодки!
  2. Установите новые тормозные колодки в тормозной суппорт, убедившись, что они правильно ориентированы и все противоскрипные пластины установлены на свои места.

Шаг 5: Сборка и финальная проверка

  1. Установите тормозной суппорт обратно на место и затяните крепежные болты с рекомендованным производителем моментом. Это очень важно для безопасности.
  2. Несколько раз энергично нажмите на педаль тормоза, пока она не станет жесткой. Это необходимо для того, чтобы поршни заняли свое рабочее положение и прижали новые колодки к тормозному диску.
  3. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долейте до отметки MAX. Закройте крышку бачка.
  4. Установите колесо обратно, затяните гайки. Опустите автомобиль с домкрата и окончательно затяните колесные гайки.

Обкатка новых тормозных колодок и профилактика износа

После замены тормозных колодок их необходимо «обкатать». В течение первых 200-300 км избегайте резких и длительных торможений. Новые колодки должны притереться к тормозному диску. Это обеспечит максимальную эффективность торможения и продлит срок службы.

Для профилактики износа и поддержания тормозной системы в идеальном состоянии:

  • Регулярно (раз в 10-15 тыс. км или при каждом ТО) проводите проверку тормозов: визуальный осмотр колодок и тормозных дисков.
  • Своевременно меняйте тормозную жидкость (обычно раз в 2 года или по регламенту производителя), так как она гигроскопична и со временем теряет свои свойства.
  • Избегайте агрессивного стиля вождения с частыми резкими торможениями.
  • При замене тормозных колодок всегда меняйте их попарно на одной оси.
  • При сильном износе тормозных дисков (глубокие борозды, неравномерный износ, биение), их также следует заменить или проточить (если допустимо).

Заключение

Тормозные колодки — это не просто детали, а ключевой элемент вашей безопасности на дороге. Знание признаков износа тормозных колодок и умение провести замену колодок своими руками — это навыки, которые должен освоить каждый ответственный автовладелец. Регулярная диагностика тормозов, своевременная замена тормозных колодок и соблюдение правил профилактики износа гарантируют надежную работу ваших автомобильных тормозов.

Помните, что инвестиции в исправность тормозной системы — это инвестиции в вашу жизнь и жизнь ваших пассажиров. Не игнорируйте шум при торможении, вибрацию руля или уменьшение эффективности торможения. Эти признаки износа — сигнал к немедленным действиям. Берегите себя и свой автомобиль!