На этот раз мы внимательно посмотрим на двигатель нового мотоцикла, воспользовавшись галереей фотографий от компании Suzuki. Двигатель подвергся значительным улучшениям по сравнению с предыдущим силовым агрегатом мотоциклов семейства GSX-R. У него другие диаметры цилиндров и хода поршней, добавлены коромысла клапанов в клапанном механизме и применена инновационная система Suzuki установки фаз клапанного распределения. Просмотр приведенной ниже галереи фотографий позволит увидеть все детали и больше узнать о GSX-R1000 и GSX-R1000R.

Suzuki GSX-R1000 2017 года двигатель
Разрабатывая новый двигатель для мотоцикла, Suzuki ставила перед собой четыре цели: увеличение максимальной мощности без потерь в среднем или низком диапазоне, оптимизация размеров и компоновки двигателя для улучшения прохождения поворотов, увеличение управляемости мотоцикла с использованием новой электроники и увеличение долговечности и надежности. Опубликованные материалы Suzuki отмечают, что компания рассматривала возможность использования коленвала с неравномерным порядком зажигания, такого, который используется в мотоциклах компании GSX-RR MotoGP , вместо традиционного равномерного зажигания в GSX-R. В мотоциклах MotoGP неравномерный порядок зажигания улучшает сцепление при поворотах и ощущения мотоциклиста, но компоновка такого двигателя представляет собой серьезные инженерные проблемы, особенно при производстве двигателя. Сюда входят необходимость обеспечения стабильной мощности и крутящего момента в нижнем и среднем диапазонах, возрастание вибрации, требующее более тяжелого картера двигателя и вала противовеса, а также механические потери, приводящие к перегреву.

Suzuki GSX-R1000 2017 года двигатель вид с боку
Обеспечение хорошей мощности при неравномерном порядке зажигания, и удержание под контролем вибрации, тепла и веса привело бы к тому, что GSX-R стали бы значительно дороже. Поэтому Suzuki решила придерживаться традиционной конфигурации с равномерным порядком зажигания. Во время проведения испытаний инженеры обнаружили, что благодаря эффективному дизайну шасси и добавлению эффективной электроники, сцепление и ощущения мотоциклиста увеличивались даже с равномерным порядком зажигания. Suzuki заявляет у нового мотоцикла мощность в 199 л.с. при 13 200 об/мин, по сравнению с 182 л.с. при 11 500 об/мин у предыдущей модели. Диаметр цилиндров и ход поршней также изменился - 76.0 x 55.1 мм против предыдущих 74.5 x 57.3 мм, а максимальное количество оборотов возросло с 13 500 до 14 500. Новый двигатель на 22.4 мм короче в направлении спереди назад по сравнению со старым двигателем, и на 6.6 мм уже.

Suzuki GSX-R1000 2017 года вид с переди
Основой для обеспечения цели проектирования двигателя с увеличенной максимальной мощностью без потери мощности в нижнем и среднем диапазонах стала разработанная в Suzuki система "широких полномочий". Эта система объединяет в себе технологии из программы MotoGP компании: систему установки фаз клапанного распределения, коромысла клапанов в клапанном механизме, инжекторы топлива орошающего типа, и новые клапаны выхлопной трубы.

gsxr-1000r suzuki клапана
Система установки фаз клапанного распределения полностью механическая, использующая канавки с шариками на входе распределительного вала. При низких оборотах 12 стальных шариков находятся внутри направляющей пластины, ближе к ее центру. При повышении оборотов центробежная сила выталкивает шарики к наружному краю канавок, поворачивая звездочку приводной цепи распределительного вала, и задерживая начало момента зажигания.

Suzuki GSX-R1000 2017 года новая система клапана
Эта система не требует дополнительного места в двигателе и минимально увеличивает вес.

Suzuki GSX-R1000 2017 года кулачки клапана
Клапанный механизм нового двигателя использует коромысла клапанов, улучшающие управление клапанами и допускающими более высокие обороты по сравнению с традиционной системой толкателя, используемой на старых моделях мотоциклов.

Suzuki GSX-R1000 2017 года распредвалы
Благодаря небольшому повороту коромысла клапана на неподвижном валу, движущая масса каждого клапана значительно снижена, что позволяет увеличить подъем клапана и предел верхнего числа оборотов двигателя.

Suzuki GSX-R1000 2017 года кулачок
Каждое коромысло клапана имеет вес на шесть граммов меньше, чем у традиционного толкателя (10 граммов против 16 граммов), а его движущаяся часть весит всего три грамма. Сами коромысла подобны тем, которые используются в мотоцикле GSX-RR MotoGP, и для увеличения прочности имеют углеродное покрытие.

Suzuki GSX-R1000 2017 года распредвалы полые
Коленвал пустотелый, и имеет более тонкие стенки, чем в предыдущих моделях.

Suzuki GSX-R1000 2017 года клапана
Диаметр впускного клапана увеличен с 30.0 мм до 31.5 мм, а диаметр выхлопного клапана уменьшен с 25 мм до 20 мм. И те и другие клапаны снова изготовлены из титана (в 2012 году компания перешла к выпуску выхлопных клапанов из нержавеющей стали).

Suzuki GSX-R1000 2017 года цилинд и кольца
Коэффициент сжатия увеличился с 12.9:1 до 13.2:1, а боковины поршней и кривошипный палец теперь имеют углеродное покрытие, снижающее трение.

Suzuki GSX-R1000 2017 года водяная рубашка
Водяная рубашка для охлаждения головок цилиндров была перепроектирована с тем, чтобы обеспечить лучший поток воды и повысить эффективность теплообмена. Объем хладагента был снижен до 400 куб.см. Это позволило уменьшить вес без потерь эффективности, и вместо одного радиатора теперь используются два.

Suzuki GSX-R1000 2017 года коробка передач
Чтобы обеспечить возрастание мощности были изменены даже шестерни трансмиссии. Мотоцикл GSX-R также снабжен новой системой Suzuki Clutch Assist System, добавляющей функцию подачи (выжима) к проскальзывающему сцеплению, что позволяет снизить усилия на рычаге сцепления. Также были увеличены передаточные числа. Передаточное число первичной передачи изменилось с 1.617 (76/47) на 1.652 (76/46), а у вторичной передачи - с 2.470 (42/17) на 2.647 (17/45). Для снижения веса вместо цепи 530, используемой в предыдущей модели, установлена цепь 525.

Suzuki GSX-R1000 2017 года дроссельные заслонки
Новые корпуса дроссельных заслонок с сервоприводом теперь на 19 мм короче, чем в предыдущем варианте, и имеют увеличенный размер (46 мм против 44 мм) скважин. Подача топлива в каждый цилиндр осуществляется двумя инжекторами с 10 отверстиями, обеспечивающими ультра-мелкое распыление. Инжекторы в корпусе дросселя работают постоянно во время работы двигателя, в то время как инжекторы Top Feed используются только при высоких оборотах.

Suzuki GSX-R1000 2017 года система питания
Инжекторы в виде струйной форсунки подают оптимально распыленное топливо, что увеличивает эффективность сгорания, улучшая реакцию дросселя и мощность двигателя. Новый воздухоочиститель увеличивает поток воздуха.

Suzuki GSX-R1000 2017 года короб воздушного фильтра
Новая двухфазовая система впуска Suzuki Dual-Stage Intake предоставляет преимущества воронок переменной длины без дополнительных затрат, увеличения веса или сложности конструкции. Две воронки из четырех расположены друг над другом в двухфазовой конструкции, при этом более длинная воронка размещается над более короткой воронкой, с промежутком между ними.

Suzuki GSX-R1000 2017 года форсунки
Двухфазовые воронки используются для цилиндров 1 и 4, а для цилиндров 2 и 3 применяются обычные воронки. В общем случае, более короткие воронки лучше подходят для работы двигателя на высоких оборотах, а более длинные воронки лучше для низкой и средней мощности. Поэтому двухфазовые воронки действуют как длинные воронки на низких оборотах, и как короткие на высоких оборотах, предоставляя преимущества того и другого.

Suzuki GSX-R1000 2017 года расположение форсунок
При низких и средних оборотах основная часть воздуха проходит через более длинную, верхнюю воронку и поступает в короткую воронку, увеличивая мощность и крутящий момент при низких и средних оборотах. Но при высоких оборотах больше воздуха проходит мимо основания длинной верхней воронки, и поступает непосредственно в короткую, нижнюю воронку, увеличивая мощность на высоких оборотах. Использование комбинации двух двухфазовых механизмов впуска и двух обычных механизмов позволяет создать широкую, гладкую полосу мощности с плавным изменением числа оборотов.

Suzuki GSX-R1000 2017 года выхлопная система
Выхлоп системы 4-2-1 сохраняет поворотную заслонку предыдущей модели в средней трубке, но имеет два дополнительных клапана. Балансирующая трубка соединяет цилиндры 1 и 4, а вторичная балансирующая трубка соединяет цилиндры 2 и 3. Как правило, эти трубки увеличивают мощность при больших оборотах за счет потери мощности на низких и средних оборотах, поэтому в каждой трубке был установлен дополнительный клапан. Эти клапаны закрыты при низких и средних оборотах и открываются при высоких оборотах, снижая обратное давление и увеличивая объем для большей мощности на высоких оборотах.

Suzuki GSX-R1000 2017 года коммутатор мозги
Входящий в состав ECU 32-битовый процессор использует несколько датчиков (скорости колес, положения коленвала, положения передач, положение дросселя, положение ручки газа, и показатели IMU). Он управляет сервоприводом дроссельных заслонок и временем зажигания, которые входят в новый пакет помощи водителю, включающий в себя разные режимы мощности, управление сцеплением с дорогой, квикшифтер, управление запуском двигателя и систему Suzuki Easy Start System.